?

Log in

No account? Create an account
Лыба!

Оксана Хрипун

внутренняя эмиграция

Previous Entry Поделиться
P.S. реплика ко дню рождения Марка Вайля: константа возможного
The site is blocked in Uzbekistan
x_oksana
это верхний пост номер раз. возможно пробудет здесь до 25.01.2025

25 января 2013.
Приняла решение. Эта последняя публикация от меня, связанная с М.Я.и именно в день его рождения.Решение, как последний подарок Мастеру? Ну-да, ну-да… :-).
Ни на рождение, ни на смерть больше ничего никогда писать (публиковать) не стану. Уже были какие-то мои воспоминания, выплеснувшиеся в статью ("Осколки": 1,2,3; 4,5,6; 7,8,9), я отдавала театру текст его композиции по Сухово-Кобылину, разместила здесь из незавершенного - "Опыт выживания искусства в условиях цензуры"

Xватит.

апдейт от 30 января 2013: запись-то о М.Я. последняя, но висеть будет первой, - чтобы помнить.

С каждым годом и "непритязательной легкости", и пафоса, и карамельности, в этот день становится всё больше. Воспоминания современников обсасываются и "удивительным" способом меняют полярность. Это становится похоже на всё то, что он терпеть не мог - на самогипнотический онанизм :-).
***
Его театр жил так долго потому, потому что каждые 6-8 лет он в нём резко что-то менял. Поэтому здесь у меня именно это его интервью.
***
Интервью, три видео-фрагмента из которого публикую, было дано им за год до смерти Севе Новгородцеву в Лондоне на BBC.
На те же самые вопросы он отвечал миллион тысяч раз в разных концах света, но здесь он какой-то вот очень хороший. Очень уставший. Да, это были последние гастроли в 2006, после тяжелого, насыщенного сезона в Ташкенте, после превью мировой премьеры "Машраба" в Вене, после хороших, но и очень трагичных гастролей в Москве. Здесь он уставший, да. Но и еще и счастливый, потому что за объективом камеры в студии с ним вместе и его театр и те, кто любил его без условий: семья - жена и дочери. А впереди было лето и планы: и на год, и дальше...
***




***
Отчего-то мне кажется – и я, конечно, могу быть очень неправа, - но тот самый срок, то самое время перемен наступило бы скорее всего сейчас: и мне всё также интересно куда бы он двинулся дальше…
***
Поскольку это мой последний пост о нём, то здесь я повторю то, что так или иначе говорила не раз в устных беседах разным людям, но никогда не писала, полагая, надеясь, что смогу сказать об этом когда-нибудь в книге: все те, кто до сих пор с подачи некоторых "догадливых" ублюдков и первоначальной утки, запущенной следствием, муссировал и до сих пор пришептывает на тему убийства из-за гомосексуальных предпочтений - засуньте себе в анальное отверстие свои убогие умозаключения, те, кто с подачи "суда" уверовал в удобное объяснение – мол, мотивом убийства было отмщение за пушкинский спектакль "Подражания Корану" - вы правы, но лишь отчасти.

Убийство случилось из-за совокупности причин. Главная – он был не только режиссёром, но и абсолютно свободным человеком. Особенно для этой страны. Свободным и явно и абсолютно прозападным человеком, воспитанным восточной культурой. Никогда, ни в какие времена Марк Вайль не был диссидентом, хотя кто-то считает и считал именно так: он просто делал всегда только то, что считал нужным. Он был чрезвычайно неудобен, поскольку много, открыто и охотно говорил то, что думал и по поводу власти, и по поводу государства, разрушающего страну и его любимый город, государства унижающего и ломающего людей. Говорил, зачастую не стесняясь в выражениях ни в родной стране, ни за её пределами, и не избегая временами и обсценной лексики. Говорил и в интервью, и на пресс-конференциях, и на различных форумах и круглых столах, на открытых дискуссиях после спектаклей, ну и, конечно же, всем своим творчеством говорил тоже. Да, был временами и идеалистом, но и пассионарием.

Для нынешних местечковых властьпредержащих с их феерически узколобым пониманием и традиций и современности Марк Вайль стал совершенно и чрезвычайно лишней фигурой в стране, поскольку слишком явно разрушал глянцево-глазурный имидж Успехистана, столь усиленно сейчас "создающийся" Гульнарой Каримовой – Googoosha, – а тогда она только начинала свои шаги на этом "поприще".

Заткнуть рот иначе – кроме как убив его - было невозможно. Сколько раз угрожали, намекали и открыто предлагали уехать, а он не уезжал, несмотря на наличие трёх гражданств и космополитское самоощущение. Здесь было его детище и с этим ничего нельзя было поделать.
Из всех долгих и коротких поездок он всегда возвращался в свой город, в свой театр.

Моё мнение: "тайна" - иль последняя капля (?) - его убийства в "Машрабе". И в спектакле в целом, и в одной из его сцен. Театральные люди знают, что спектакли дышат, и один и тот же спектакль может быть очень разным: и совершенно провальным, и потрясающим – никогда не угадаешь. Тот самый спектакль был грандиозным. И на нём присутствовала нежеланная "гостья". И, после его окончания, когда мы вернулись в наш кабинет, мы почувствовали, что это тот самый случай, когда "черный ворон пролетел"…

Это всё.

***
P.P.S. кто-то скажет, что, когда он писал и переписывал (после ряда и незадачливых, и ныне "модных""драматургов") текст «Радения с гранатом», он заложил программу и т.д. Так вот нет. В "Радении…" была просто уже констатация предсказания. И где-то уже писала о том, что три последних спектакля нужно рассматривать как триптих.

P.P.P.S. год назад я писала, что хочу сделать книгу, но не могу, поскольку не могу получить необходимые мне документальные материалы: всё остаётся по-прежнему. И да, я по-прежнему хотела бы дать словом тем, кто выполнял заказ на убийство – они ведь так обвиняли свою жертву в суде, словно судили не их, а его, - но отвечал бы он им сам: материал для этого имеется.

P.P.P.P.S. а вот теперь… ха! у меня в жэжэшечке теперь будут только тестики, собачки, мэйби даже котики, и множко политики… и никакого театра! так что – кто еще вдруг отчего-то не спрятался, я не виновата! :-)

P.P.P.P.P.S. до рецептов пирогов с капустой постараюсь не дожить.

P.P.P.P.P.P.S. В этом фрагменте просто реплика из 1996 – того года, когда он просто однажды осенним вечером позвонил и позвал меня работать в свой театр. Это реплика, которая определяет моё отношение к людям и взаимоотношения с ними :-).


не апдейт. версии.


  • 1
(Удалённый комментарий)
  • 1